• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общество, опутанное сетями Интернета, поддается анализу

Изучение социальных сетей в Интернете набирает популярность и становится доступным не только исследователям, но и журналистам, студентам и простым пользователям. Это показала международная летняя школа «Анализ социальных сетей: исследования интернета», завершившаяся в Петербургском кампусе ВШЭ и собравшая участников из одиннадцати стран. Организаторы школы – Лаборатория Интернет-исследований (ЛИНИС) и Лаборатория социологии образования и науки (СЛОН) – отдали слушателям право выбрать лучшие доклады участников.

Изучение социальных сетей в Интернете набирает популярность и становится доступным не только исследователям, но и журналистам, студентам и простым пользователям. Это показала международная летняя школа «Анализ социальных сетей: исследования интернета», завершившаяся в Петербургском кампусе ВШЭ и собравшая участников из одиннадцати стран. Организаторы школы – Лаборатория Интернет-исследований (ЛИНИС) и Лаборатория социологии образования и науки (СЛОН) – отдали слушателям право выбрать лучшие доклады участников. Победителем стал аспирант-социолог Войтек Валцак из Польши: он рассказал о разработанном им веб-приложении для сбора данных из Фейсбука, с помощью которого любой пользователь может легко скачать и визуализировать свою сеть дружбы и сеть постов и комментариев. Сам Войтек при этом – с согласия пользователей – получил материал для обширного исследования динамики взаимного комментирования на их страницах.

Подобные софты в последнее время стремительно развиваются. На самой летней школе шла речь о нескольких из них. Директор лаборатории социальных медиа университета Дэлхаус, Канада, Анатолий Груздь обучал участников пользоваться разработанным в его лаборатории приложением Netlytic, которая позволяет скачивать данные из Твиттера, Гугл-диска и комментарии с Ютюба, а также строит и анализирует сети взаимодействия их элементов. С помощью такого инструмента можно, например, определить, есть ли в дискуссии на некую тему в Твиттере сообщества, которые никогда не разговаривают друг с другом и твитят только внутри себя, или тема приобретает характер всеобщего обсуждения. Сергей Кольцов из лаборатории интернет-исследований рассказал слушателям о софте ЛИНИС BlogMiner, закачивающем полнотекстовые данные Живого журнала. Из этих данных можно не просто получать сети взаимного комментирования, но и автоматически определять, о чем они.  Работа с такого рода софтами зачастую довольно проста, поэтому анализ интернет-данных быстрыми шагами выходит за пределы исследовательского сообщества.

Впрочем, продвинутые слушатели с повышенными запросами смогли получить на школе углубленные знания о том, как разрабатывать скрипты для прямой закачки данных из Твиттера на Питоне – популярном языке программирования, часто используемом для задач, связанных с интернетом. Мастер-классы на эту тему провел Алекс Ханна из университета Висконсин-Мэдисон, а доцент ВШЭ Бенджамин Линд провел серию тренингов по продвинутому анализу сетевых данных с помощью языка программирования R. На этом языке написан обширный комплекс скриптов, позволяющих, например, оценивать, на основании чего люди формируют связи в сетях: сходства по возрасту, интересам, по общему месторасположению и так далее.  

Интерес слушателей к технической составляющей исследований онлайновых социальных сетей показал их важность, но все же это лишь средство, для осмысленного использования которого требуются исследовательские задачи. Они у слушателей были чрезвычайно разнообразны, как и их подходы.

"Я считаю очень показательным то, как распределились призы участников за доклады, - говорит заведующий лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров, - первый приз достался социологу из Польши за софт, второй – психологу Кэндис ле Сёр из Претории за критический анализ онлайн-фотографий, а третий математику из Ирана Ахмаду Халили Джафарабаду за зубодробительную математическую модель, предсказывающую появление новых связей в сетях. Это показывает широту интересов наших участников и в целом разнообразие задач анализа сетей в Интернете".

 Живым подтверждением вездесущности интернета как средства формирования социальных связей стала спонтанная инициатива участников создать в Твиттере дискуссионное сообщество на базе  специального хэштэга школы (#snaSPb2013), чтобы объединить вокруг него участников. Уже к концу школы была готова динамическая карта взаимных комментариев, которую представил Юрий Рыков и на которой были наглядно видны наиболее активные участники.

"Самое удивительное, - говорит заведующая лабораторией интернет-исследований Олеся Кольцова, - что почти сразу к дискуссии в Твиттере присоединился Бэрри Вэллман. Это крупный международный ученый, исследователь социальных сетей, один из пяти самых цитируемых социологов в мире, директор NetLab университета Торонто. На нашей школе он не был, но дискуссия его заинтересовала, и он тут же в нее вступил. В этом чудесное свойство интернета: он может мгновенно сокращать географические и социальные расстояния. У исследований интернета бурное настоящее, но еще более многообещающее будущее".Даниил Александров, заведующий лабораторией социологии образования и науки, и Илан Талмуд, профессор университета Хайфа (Израиль)  Олеся Кольцова, заведующая лабораторией интернет-исследований, а Ахмад Халили Джафарабад, один из победителей конкурса докладов (Иран)

 

сеть дискуссии участников летней школы в Твиттере