• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подходы изучения Вконтакте в научной среде

16 апреля Петр Мейлахс и Юрий Рыков, сотрудники ЛИНИС, выступили с докладами на тему «СПИД-диссиденты в социальной интернет-сети «ВКонтакте»: количественный и качественный подходы» в рамках очередной встречи открытого междисциплинарного семинара «Научная среда», организованного Советом молодых ученых факультета социологии СПбГУ и Центром изучения Германии и Европы.

Подходы изучения Вконтакте в научной среде

На семинаре социологи рассказали о некоторых результатах исследовательского проекта лаборатории, полученных с помощью применения разных научных подходов -  качественного и количественного. Объектом изучения стала крупнейшая СПИД-диссидентская группа «ВКонтакте», к настоящему моменту насчитывающая 15 тысяч человек. 

Петр Мейлахс, используя метод нетнографии (сетевой этнографии), изучал риторические стратегии, используемые диссидентами для убеждения новичков в правоте своих взглядов, однако данный доклад посвятил проблеме конфликтов и власти в группе. Длительное изучение диссидентской группы позволило сделать вывод, что заявления СПИД-диссидентов о своей открытости и гибкости не соответствуют действительности. Конфликты в сообществе, авторитарность администрации и жесткая модерация свидетельствуют о непримиримости позиции диссидентов и отсутствии на данной виртуальной площадке альтернативных точек зрения.

Юрий Рыков исследовал структуру онлайн-сообщества диссидентов количественными методами, включая анализ социальных сетей. Его презентация была посвящена исследовательским возможностям, которые открываются в перспективе количественного подхода к изучению онлайн сообществ. Анализ структуры сообщества показал, что оно состоит из нескольких слоев пользователей, отличающихся по форме и интенсивности участия, а также «укорененности» в сетях «дружбы». Была затронута проблема связи «виртуальной» власти в сообществе с коммуникативной активностью и социальным капиталом пользователей.

Видеозапись докладов и последующей дискуссии доступна на ресурсе «Лекториум»: