Интернет и социальные медиа влияют на протесты: доказательства есть
В НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург прошла международная конференция Social Media and Social Movements, организатором которой выступила Лаборатория Интернет-исследований (ЛИНИС). В течение двух дней, с 18 по 19 сентября, участники из Германии, Швеции, Великобритании, Нидерландов, Ирана и других стран выступали с докладами о том, какова связь между активностью граждан в социальных медиа и офлайн активностью, влияют ли социальные медиа на желание протестовать или участвовать в социальных движениях.
В качестве ключевых докладчиков ЛИНИС пригласила известных исследователей социальных сетей и медиа: Роберта Акланда (Robert Ackland) из Национального университета Австралии, главу известного проекта VOSON, и Марию Петрову, известного медиа-экономиста из Университета Помпеу Фабра в Барселоне.
Социальные медиа и протесты
Массовость протеста во многом зависит от городской солидарности. Анализируя аккаунты в Twitter по геолокации и хэштегам о протестах в июне 2012 и январе 2013 года, Бенджамин Линд (НИУ-ВШЭ) обнаружил, что после протеста пользователи находились в том же районе, но более рассредоточено. Это означает, что они присоединились к протесту из солидарности, поскольку митинг проходил поблизости.
Социальные сети действительно являются фактором влияния на участие в протестах. Первые результаты исследования Марии Петровой с соавторами (Universitat Pompeu Fabra) показывают, что «ВКонтакте» существенно увеличивает количество протестующих. Исследователи показывают, что «Вконтакте» положительно влияет на участие в протестах на примере российских городов, где зарегистрировались первые пользователи социальной сети.
Количество участвующих в протестах зависит и от того, насколько однородно общество в стране, поскольку недовольны могут быть лишь отдельные немногочисленные слои населения. Однако, исследователи из European University Institute Бравис Альварез-Перейра и Мартин Портос-Гарсия выяснили, что благодаря Интернету информация поступает в разные слои общества, в результате чего в протестах участвует больше граждан.
Социальные медиа и движения
Социальные движения часто держатся за счет сильного лидера, который задает тон и направление мысли. Томас Девидсон (Cornell University) обнаружил, что ультраправое антиисламистское движение EDL в Великобритании потеряло былую активность в социальных сетях после того, как лидер EDL покинул движение. Группа в Facebook перестала набирать новых подписчиков, а активность внутри сообщества существенно упала.
Теме лидерства было посвящено и выступление заведующей ЛИНИС Олеси Кольцовой. Проведя анализ групп наблюдателей на выборах во «ВКонтакте», исследователь с соавторами выяснили, что онлайн данные могут служить предикторами лидеров движения: лидеры, которых исследователи определили с помощью анализа постов и комментариев, оказались лидерами и в офлайн-активности движения.