• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровой образ Петербурга

Фотографии в социальной сети Instagram дают множество информации об их владельцах: с кем общаются, что едят, как развлекаются. Люди запечатлевают множество информации об окружающей их обстановке, в частности о городском пространстве. Попыткой проанализировать то, каков он коллективно создаваемый Instagram Петербурга и как конструируют его образ сами горожане, занимались участники Летней научной школы «Digital Traces I: Meta-Morphologies of St. Petersburg».

Сотрудники лаборатории Олег Нагорный и Юрий Рыков приняли участие в международной летней школе «Digital Traces I: Meta-Morphologies of St. Petersburg», проходившей 17-30 августа в Европейском университете Санкт-Петербурга при поддержке Центра исследования науки и технологий.

Участники школы — 36 молодых исследователей со всего мира — занимались тем, что сейчас принято называть культурной аналитикой. Этот термин был введён в научный обиход одним организаторов школы Львом Мановичем, который понимал под ним исследование больших визуальных данных, полученных преимущественно из современных цифровых медиа, при помощи компьютерных методов.

Для этой школы в роли таких данных выступили более 420 000 постов из социальной сети Instagram, собранных в период c июля 2014 по июнь 2015 года, написанных пользователями из Санкт-Петербурга. Первая часть школы состояла из семинаров, обучающих методам работы с визуальной и геопространственной информацией, и выходов в «поле», где участники знакомились с реальной жизнью города и собирали дополнительную информацию.

В первый из таких выходов Олег и Юрий исследовали как представлены в Петербурге такие темы как «Еда», «Природа» и «Жилье», фотографировали соответствующие объекты в городском пространстве. Второе полевое мини-исследование касалось сравнения цен на кофе на 3-х главных артериях города: Невском, Московском и Лиговском проспектах и поиск кафе с минимальной стоимостью этого напитка.

Затем, разбившись на группы, начинающие культурные аналитики работали над проектами, целью которых было выявить невидимые на первый взгляд структуры города при помощи анализа цифровых данных.

Наши сотрудники в составе своей группы занимались исследованием того, как содержание фотографий связано с их географическим расположением. Поскольку для каждой фотографии имелась информация о 1) координатах места, где она была снята и 2) изображённых на ней объектах (благодаря тэгам, выставленным при помощи Google Vision), были поставленных следующей исследовательские вопросы:
1. В каких местах люди чаще фотографируют объекты определённого класса?

2. Как связаны географическая и семантическая близость различных классов фотографий.

Под классом в данном случае понимались кластеры, полученные при помощи алгоритмов выявления сообществ, применённых к сетям тэгов Google Vision.

В итоге, например, было выявлено, что фотографии животных относительно значительно чаще делаются в спальных районах, а улица Рубинштейна более представлена в кластере "Drinks" по сравнению с Думской. Также была найдена корреляция между географической и семантической близостью фотографий. По результатам исследования была написана совместная публикация.

Предполагается, что эта летняя школа является первой в серии из трех школ (две оставшиеся пройдут в Париже и Нью-Йорке в 2017 и 2018 годах соответственно), посвящённых исследованию городских пространств при помощь Instagram. Надеемся, Олег и Юра продолжат занятие культурной аналитикой и в следующем году.