Новое лицо медиа
27 и 28 сентября в питерском кампусе Высшей школы экономики состоялась Международная научная конференция «Новые медиа: изменение медиа ландшафта». Свой взгляд на средства массовой информации, или, если быть точнее, коммуникации представили ученые из Америки, Великобритании, Швеции, Германии, Дании, Польши и России
Организатором конференции стал сетевой проект по новым медиа, в который входят Лаборатория интернет-исследований под руководством Олеси Кольцовой, факультет медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, Королевская техническая школа Стокгольма, университет Сетерторн (Швеция) и Таллинский университет.
Содержательную часть конференции условно можно разделить на две части: первая объединяла доклады, посвященные новым медиа, Интернету, блогам, вторая освещала разные аспекты медиаиндустрии в условиях технологических перемен. Также на две группы можно разделить и участников события, так в Петербург приехали не только социологи, занимающиеся академическими исследованиями медиа, но и ученые прикладного профиля, преподающие на факультетах медиа и журналистики.
Одним из интереснейших выступлений стал доклад исследовательницы из междисциплинарного центра по изучению интернета Oxford Internet Institute Сандры Гонзалес-Бэйлон. Она рассказала о роли площадки для микроблогов Twitter в гражданских протестах Испании в мае 2011 года. Ситуация эта сходна с тем, что в декабре происходило в России: протесты так же были связаны с выборами, однако имели более масштабный характер. Доктором Гонзалес и ее коллегами-физиками проанализировано несколько миллионов твиттов, она рассказала, как проходил «рекрутинг» протестующих, как распространялся между ними этот вирус. Примечательно, что взрыв мобилизации среди гражданских активистов произошел только тогда, когда их поддержали публичные и знаменитые люди.
Профессор Влад Струков из Лидского университета рассказал о том, что происходит с телевидением в эпоху Интернета, как традиционное наземное вещание уступает позиции новым формам медиа. Сергей Давыдов, старший научный сотрудник Лаборатории медиаисследований НИУ ВШЭ представил результаты исследования структуры отзывов интернет-пользователей о фильмах. Любопытным оказался метод анализа этих комментариев, его удобство для решения задач как социально-значимых, так и маркетинговых. Интересно, что авторов отзывов, больше отличает друг от друга не оценка критериев фильма, таких как работа оператора или актерская игра, а общее эмоциональное впечатление.
Декан факультета социологии и руководитель Лаборатории Интернет-исследований Олеся Кольцова рассказывала о повестке дня в российских блогов до и в период парламентских и президентских выборов. Оказалось, что тема выборов вытеснила наполовину социально-политическую тематику, которая обсуждалась до декабрьских событий, при этом развлекательно-потребительская тематика осталась в прежнем объеме. Люди не перестали меньше заниматься своей частной жизнью, обсуждать рецепты пирогов и своих домашних питомцев.
Исследование блогосферы – большой проект Лаборатории, который будет продолжаться и дальше, он включает в себя сбор данных, анализ десятков тысяч текстов, разработку программного обеспечения.